Для получения ученой степени аспиранту нужно написать диссертацию. Работа составляется по требованиям ГОСТ Р 7.0.11.
Структура диссертации
Диссертационная работа должна включать несколько разделов:
1) Титульный лист.
2) Оглавление.
3) Введение.
4) Основной раздел.
5) Заключение.
6) Список сокращений и аббревиатур.
7) Библиографический перечень.
8) Блок с приложениями.
Диссертация пишется на стандартном листе А4 формата черным шрифтом Times New Roman 14 кегля с 1,5 межстрочным интервалом. Текст нужно выровнять по ширине, выдержав отступы: снизу и сверху – 20 мм, слева – 30 мм, справа – 10 мм.
Каждый лист документа, кроме титульного листа, нумеруется. Цифра ставится вверху листа по центру. Обязательно размещение внутри текстовых ссылок к каждой цитате, рисунку, таблице и т.д.
Оформление титульного листа
Титульный лист является заглавной страницей научной работы, в которой отражена необходимая для корректного поиска и обработки диссертации в архиве.
На титульном листе содержится следующая информация:
1) В верхней части листа указывается полное наименование вуза, в котором учится аспирант.
2) Далее указывается название программы, в том числе направление обучения.
3) Номер группы аспиранта.
4) Наименование кафедры, где учится магистрант.
5) Место для допуска к защите, достаточное для подписи и реквизитов завкафедрой.
6) Далее указывается тема диссертации.
7) Фамилия, имя, отчество кандидата, дата и место для подписи.
8) Фамилия, имя, отчество руководителя проекта, ученая степень, дата и место для подписи.
9) Данные о консультантах, место для даты и подписи.
10) Год и город создания научной работы.
Оформление содержания
В оглавлении указывается список разделов и номера страниц, с которых они начинаются. Если диссертация пишется по узкоспециализированной теме, для раскрытия которой нужно представить много печатных и визуальных материалов, их рекомендуется выносить в отдельный том с персональным содержанием.
Названия разделов в содержании должны быть идентичны заголовкам, указанным в тексте. Недопустимы сокращения или искажение смысла.
Рекомендуем оформлять содержание после утверждения всех корректировок в диссертации. В таком случае документ будет иметь правильную нумерацию.
Оформление введения
По ГОСТу введение должно быть не более 2 страниц. Для некоторых тем допустимо отклонение от установленного объема.
Во введении автор указывает актуальность проблемы и ее проработанность, цели и задачи диссертации, научную новизну, теоретическую и практическую значимость проведенного исследования, применяемые методы, итоги апробации и положения, которые будут вынесены на защиту.
Оформление основного блока
Основной раздел с диссертацией нужно разделить на 3-4 блока, в конце которого автор публикует краткие выводы. Каждый раздел должен составлять не более 60 листов, каждый раздел сопоставим.
В первой главе автор публикует обзорную часть работы. Кандидат проводит тщательный обзор выбранных библиографических источников по выбранной тематике, затем должен определить есть ли различия между теоретическими сведениями и практическим опытом. Кроме того, в первой главе нужно определиться с задачами, которые помогут достигнуть поставленной цели.
Во второй главе – теоретической, нужно описать разработанные методы и модели, а также оценить какова их рентабельность при массовом использовании.
В заключительной части – практической, нужно подробно расписать результаты исследований, представить рекомендации и личные выводы.
Оформление заголовков
ГОСТ строго регулирует правила составления заголовков. В диссертации их принято разделять на 3 уровня по мере убывания важности:
- К ненумерованным относят введение, заключение и содержание. Они выравниваются по центру без отступов.
- К заголовкам первого уровня относят главы с основными структурными элементами. Каждый блок должен начинаться с новой страницы.
- К заголовкам второго уровня относят параграфы, которые нужно нумеровать в границах каждого раздела. Номер должен включать 2 цифры, разделенные точкой между собой. Первая цифра – номер главы, вторая – номер параграфа.
- К заголовкам третьего уровня относят пункты, которые подлежат нумерации в границах одного параграфа. Нумерация состоит из трех цифр: номера раздела, параграфа и конкретного пункта.
Точки в конце не ставятся. Слова в заголовках переносить нельзя.
Оформление заключения
В заключении нужно опубликовать итоги по всему исследованию, а также добавить персональные рекомендации и объяснить, есть ли дальнейшие перспективы. В среднем, заключение не превышает двух страниц.
О своих результатах нужно писать в прошедшем времени, а о рекомендациях и перспективах строго в настоящем.
В тексте не должно быть нагромождений фраз, ненужных отступлений и фантазии автора. Только факты.
Оформление библиографических ссылок
Стандарты составления ссылок регламентирует положение ГОСТ Р 7.0.5-2008. Текст пишется шрифтом Times New Roman 12 кеглем.
Внутритекстовую ссылку нужно размещать сразу после текста. В ссылке указываются сведения о полном названии источника, его порядковом номере в списке использованной литературы и номер страницы из источника.
Подстрочную ссылку допустимо ставить внизу страницы в области нижнего колонтитула. Сноска на ссылку ставится над текстом верхним регистром. Нумерация всех ссылок последовательная.
Оформление библиографического списка
По стандарту при написании диссертации нужно использовать больше 40 источников. Их перечень может быть составлен в алфавитном и приоритетном порядке. Как правило, требования к оформлению библиографического списка указаны в методических рекомендациях университета.
Оформление приложений
Этот раздел не является обязательным при написании диссертации. При наличии приложений их следует составлять по требованиям ГОСТ 2.105.
У автора есть возможность размещать иллюстрации и таблицы внутри работы или выносить их в отдельный блок. Если материалов много, рекомендуем публиковать их в приложениях. Их нужно обозначать сквозным номером с применением заглавных русских букв.
Внутри текста кандидат ставит ссылки к каждому приложению, а затем указывает их в содержании.
Правильно оформленный документ – залог успешного допуска к защите ВАК.