Многие выпускники ВУЗов связывают свой путь с наукой и поступают в аспирантуру или магистратуру. Чтобы получить ученую степень, потребуется написать серьезный научный труд – диссертацию. Это емкая работа, которая должна быть написана с соблюдением определенных требований. Готовую работу автор публично защищает перед ВАК, которая принимает решение о присуждении степени.
На решение комиссии влияет ряд факторов: рецензии, актуальность и новизна темы, ее практическое применение, корректное оформление и структура диссертации.
С чего начать составление
Автор должен понимать, в какую область науки он желает погрузиться и выбрать тему исследования. Учитывая то, что она должна быть актуальной, а результаты привнесут нечто новое в научное сообщество. Возможно, стоит рассмотреть малоизученные вопросы или те области, где можно усовершенствовать методики работы.
Затем нужно составить план. Он кратко отражает основные вопросы исследования, которые будут изучены и раскрыты в диссертации. Пункты должны быть последовательны и взаимосвязаны. Одно вытекает из другого. Это поможет при изучении темы, упорядочит теоретическую базу и создаст представление о будущем научном труде.
Далее рекомендуется выделить основные задачи диссертации. Первые наработки желательно согласовать с куратором труда, чтобы была возможность откорректировать пункты.
Научный труд в упрощенном виде включает три части: введение, основная часть, заключение.
Для первой части важно определить основные составляющие: предмет, объект, примерные цели и задачи. Основное содержание условно состоит из теоретического обзора проблемы, ее практической разработанности. Здесь необходимо собрать достаточное количество литературы, осветить вопрос в разных аспектах. Для практической части нужно провести предварительный анализ возможных решений.
Структура по ГОСТ
Примерный «скелет» диссертации нужно обязательно соотнести с требованиями ГОСТ.
ГОСТ регламентирует правила написания научных работ, их структуру, а также оформление. Диссертации в зависимости от степени, на которую претендует автор, различаются по объему. В отдельных отраслях науки могут быть свои нюансы в содержании труда.
Титульный лист
Любая научная работа начинается с главной страницы. Она отражает краткую информацию об авторе, тему и название работы. Это упрощает дальнейшую обработку документа для хранения и последующего взаимодействия с ним.
Оглавление
Содержание отражает все значимые разделы работы с точным повторением заголовков и номерами страниц. Облегчает ориентацию в документе.
Введение
Это короткая выжимка текста, которая предвосхищает последующее исследование. К написанию этой части выдвигают строгие требования. Она должна включать в себя цели, задачи, предмет и объект работы. Освещает актуальность темы и ее новизну, а также выдвигает проблемы и возможные пути ее решения.
Основная часть
Состоит из нескольких глав. Главы в свою очередь могут быть разделены на пункты или параграфы. Первая глава посвящена теоретической составляющей, вторая – методикам и практическим экспериментам.
Заключение
Эта часть перекликается с введением. Автор делает выводы, подтверждает или опровергает гипотезу.
Список литературы и приложения
Это два завершающих пункта. Первый содержит библиографический обзор литературных источников, второй – схемы, рисунки, таблицы.
Как работать со структурой
Чтобы написать достойную работу, соответствующую требованиям ВАК, необходимо четко придерживаться структуры и не забывать про логическую связанность.
Введение должно отличаться последовательным раскрытием всех пунктов. Каждую главу нужно разбить на логические составляющие, которые нумеруют арабскими цифрами и отражают в оглавлении.
Нет строгих требований к плану основной части по ГОСТ. Однако хорошо структурированный текст, с логическим завершением пунктов облегчит задачу проверяющим, что положительно скажется на результате.
Ошибки при составлении
Любые недочеты могут негативно сказаться на общем впечатлении от работы и повлиять на решение ВАК. Есть ряд наиболее распространенных ошибок:
- Сокращения в заголовках. Названия всех структурных единиц должны быть написаны в развернутом виде и кратко отражать основную мысль. Сокращения также запрещены в оглавлении.
- Использование римских цифр. При нумерации необходимо принимать во внимание только арабские.
- Знаки препинания после заголовков. Согласно ГОСТ точка или другие знаки не ставятся в конце названия раздела. А сам заголовок отделяют от основного текста тремя строками.
- Некорректное расположение заголовков. Названия размещают только по центру.
- Дублирование одних и тех же названий в разных пунктах. Это недопустимо для научной работы.
- Каждая глава должна начинаться с новой страницы, независимо от наличия пустого пространства на предыдущем листе.
- Отсутствие отступов. Новый абзац должен начинаться с небольшого отступа.
- Дублирование выводов во введении и заключении. Комиссия тщательно изучает эти разделы и идентичные формулировки могут стать причиной неудовлетворительного результата.
- Диссертацию следует писать в научном стиле, использовать специфические термины, придерживаться структуры и логически завершать каждую мысль.