Тематика магистерских диссертаций, определяемая в рамках образовательного учреждения должна иметь актуальную научно-техническую направленность и выявлять перспективные направления развития научных направлений, нормотворческой и правоприменительной практики. Это предусматривает нормативами образовательных стандартов (ГОСТ). На основании заданного направления исследовательских работ, магистрант, при написании магистерской диссертации, должен не только обосновать теоретическую значимость работы, но и доказать целесообразность проводимых исследований.
При этом доказательства должны быть выстроены в логическую цепочку последовательных действий, направленных на получение результата, подтверждающего актуальность представленной магистерской диссертации.
Разработка концепции
Даже обладая широким спектром знаний в области теоретических исследований выбранной темы и навыками их применения в практической плоскости, без предварительно разработанной схемы этапов написания магистерской диссертации вряд ли получится материал хорошего качества. Разработка концепции магистерской диссертации выступает в качестве корневой основы всего процесса выполнения работы.
При разработке концепции следует ориентироваться на действующие стандарты структурирования магистерской диссертации, установленные для образовательных учреждений (университет, ВУЗ).
Каждый рекомендованный пункт (раздел) следует рассматривать в свете выбранной специфики разрабатываемого направления.
Разделы работы
Раздел «введение» можно скомпилировать в виде тезисного разъяснения рассматриваемой проблемы, обоснование необходимости проведения рационального анализа имеющихся теоретических и практических наработок в данной области с целью выявления возможных пробелов.
Для разделов (глав), классифицирующихся в качестве основной части, содержащие теоретические исследования, научно-исследовательские работы по заданной теме, результаты, полученные в процессе исследовательской работы, должны быть разработана концепция поиска источников информации и методологических наработок, пересекающихся с выбранным направлением исследований.
Оптимальным вариантом будет формулирование каждого последовательного этапа проведения работ, включая определение степени научной разработанности проблемы, предварительные наброски целей и задач с указанием возможных методов их разрешения.
Концепция магистерской работы не является строго законченным документом, она не предназначена для передачи для дальнейшего обсуждения в ВАК, КАК, но производить её изменения уже в процессе написания магистерской диссертации нежелательно. Наличие концепции является своеобразным вектором движения в определённом направлении. Отступление от разработанной концепции может привести к потере логичности изложения. Разработанная концепция должна быть представлена и согласована с научным руководителем.