Основная задача ученого – продемонстрировать уровень своей квалификации. Успешность диссертационной работы зависит от правильно выбранной методологической основы. Такая задача стоит перед кандидатом на этапе работы над диссертацией.
Это обязательный раздел введения и автореферата квалификационной работы. Работа над диссертацией проходит по конкретной научной теме с применением анализа исследований, которые проводятся до написания работы.
Методы – это целевые действия и эксперименты, используемые при работе над темой. Иногда путают с методикой (инструкции). Различают теоретические и практические методы.
Какие методы применяются в диссертации
Различают теоретические и практические методы:
- Теоретические – заключения, появляющиеся в результате практических действий;
- Практические – результаты проведенных экспериментов.
Для полного раскрытия темы используется несколько методов. Методологическая основа – это совокупность методов, применяемых в работе. В тексте обосновывается каждый, что показывает осведомленность автора в проводимом изыскании, способность к выбору и гарантирует достоверность. Автореферате содержит только основные.
Действия разделяются:
- общенаучные;
- специальные.
К первому виду причисляются используемые в сферах науки методы:
- эксперимент;
- дедукция;
- абстрагирование;
- обобщение.
Общенаучные действия делятся на две категории: теоретические и экспериментальные. Совокупность методов, объединяющая признаки обеих группировок – теоретико-эмпирические методы.
Классификация первых содержит:
- Теория – переход от абстракции к конкретике. Используя персональные детали описываются свойства объекта.
- Идеализация – упрощает непонятные процессы, используют для более понятного определения объекта исследования.
- Формализация – отображает объект в структуре и содержании.
- Эксперимент – способ конкретного изучения объектов.
- Наблюдение – привлекается в неточных науках. Используя органы чувств, автор приобретает сведения об объекте разработки.
- Сравнение – при анализе нескольких сфер выявляются различия и особенности.
- Моделирование – построение модели объекта изучения для проведения исследований.
Особенности методов исследования
Создание квалификационной работы проходит под наблюдением руководителя, который назначается диссертационным советом ВУЗа или университета. Организация исследования – важный аспект в работе, помощь куратора в этой части процесса заключается в выборе направления. Далее соискатель приступает к самостоятельной работе, собирает данные, приступает к анализу и изучению материала.
Все эксперименты проводятся лично кандидатом, только при появлении выводов и умозаключений возникает необходимость консультации. В редких случаях работа проводится совместно, тогда диссертация не будет признана авторским трудом.
Научное исследование – логический процесс, включающий в себя два вида уровней: теоретический и эмпирический. При общей взаимосвязи они имеют особенности.
На эмпирическом уровне главенствует чувственное познание. Рациональный момент находится на втором месте. Объект исследования отображается внешними проявлениями. Характерные признаки – сбор фактов и приведение их в систему. В свою очередь, факты разделяют:
- Научные;
- Действительные.
События, происходящие в реальной ситуации – результат действительности. Научные – отображение сознанием фактов действительности.
Первая стадия эмпирического этапа – действия по нахождению фактов. Вторая – предполагает проработку выявленных результатов, осмысление и квалификация. Этот этап подразумевает сложную мыслительную работу, автор выясняет, что именно является фактом, а что – домыслом.
Теоретический уровень характеризуется с глубоким анализом доказательств, проникновением в суть исследования – объяснением сути явлений. Именно на этом этапе возможен прогноз действий и выработка рекомендаций по практическому применению.
Как проводить исследование по диссертации
Структура исследования подразумевает несколько этапов:
- Подготовительный
— определение проблемы
— актуальность темы
— объект и предмет исследования
— разработка гипотезы, цели и задачи
— определение методов
— составление плана
- Основной
— сбор материала, анализ и обобщение данных
— практическое применение и описание полученных итогов
- Заключительный
— выводы
— критика итогов
Проблема появляется, когда имеющееся знание показало неактуальность, а предлагаемое новое еще не выявило нужных результатов, то есть возникает противоречие.
Обоснование актуальности показывает квалификацию автора, его способность оценивать выбранную тему с точки зрения современности и значению в жизни общества.
Проведение научного исследования – долгий и кропотливый процесс. Недостаточно раскрыть объект и предмет, глобальному изучению подвергаются все недостатки системы. Проведенный разносторонний анализ с применением доказательной базы – путь к становлению профессионалом в выбранной сфере.
Научные исследования проходят обязательную проверку на соответствие требованиям ГОСТ и ВАК. Общие пункты содержат:
- соответствие техническому заданию и соблюдение сроков;
- соблюдение стандартов;
- полезное исследование;
- доступный по структуре текст и четкие графические материалы;
- строгая система построения разработок.
Важная роль в структуре исследования отводится заключению. В нем автор подводит своего рода черту проведенной работе, сопоставляет соответствие ожидаемого с полученными итогами. Эта часть дает ответ о достижении основной цели всей квалификационной работы. Эффективность результата, достигнутая практическим путем, подлежит планированию по внедрению в общественную жизнь.
Квалификация кандидата определяется не законченным итогом проведенного исследования, а выявлением новой проблемы и перспектив будущих изысканий.