Меню Рубрики

Методы исследования в диссертации

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Основная задача ученого – продемонстрировать уровень своей квалификации. Успешность диссертационной работы зависит от правильно выбранной методологической основы. Такая задача стоит перед кандидатом на этапе работы над диссертацией.

Это обязательный раздел введения и автореферата квалификационной работы. Работа над диссертацией проходит по конкретной научной теме с применением анализа исследований, которые проводятся до написания работы.

Методы – это целевые действия и эксперименты, используемые при работе над темой. Иногда путают с методикой (инструкции). Различают теоретические и практические методы.

Какие методы применяются в диссертации

Различают теоретические и практические методы:

  1. Теоретические – заключения, появляющиеся в результате практических действий;
  2. Практические – результаты проведенных экспериментов.

Для полного раскрытия темы используется несколько методов. Методологическая основа – это совокупность методов, применяемых в работе. В тексте обосновывается каждый, что показывает осведомленность автора в проводимом изыскании, способность к выбору и гарантирует достоверность. Автореферате содержит только основные.

Действия разделяются:

  • общенаучные;
  • специальные.

К первому виду причисляются используемые в сферах науки методы:

  • эксперимент;
  • дедукция;
  • абстрагирование;
  • обобщение.

Общенаучные действия делятся на две категории: теоретические и экспериментальные. Совокупность методов, объединяющая признаки обеих группировок – теоретико-эмпирические методы.

Классификация первых содержит:

  • Теория – переход от абстракции к конкретике. Используя персональные детали описываются свойства объекта.
  • Идеализация – упрощает непонятные процессы, используют для более понятного определения объекта исследования.
  • Формализация – отображает объект в структуре и содержании.
  • Эксперимент – способ конкретного изучения объектов.
  • Наблюдение – привлекается в неточных науках. Используя органы чувств, автор приобретает сведения об объекте разработки.
  • Сравнение – при анализе нескольких сфер выявляются различия и особенности.
  • Моделирование – построение модели объекта изучения для проведения исследований.

Особенности методов исследования

Создание квалификационной работы проходит под наблюдением руководителя, который назначается диссертационным советом ВУЗа или университета. Организация исследования – важный аспект в работе, помощь куратора в этой части процесса заключается в выборе направления. Далее соискатель приступает к самостоятельной работе, собирает данные, приступает к анализу и изучению материала.

Все эксперименты проводятся лично кандидатом, только при появлении выводов и умозаключений возникает необходимость консультации. В редких случаях работа проводится совместно, тогда диссертация не будет признана авторским трудом.

Научное исследование – логический процесс, включающий в себя два вида уровней: теоретический и эмпирический. При общей взаимосвязи они имеют особенности.

На эмпирическом уровне главенствует чувственное познание. Рациональный момент находится на втором месте. Объект исследования отображается внешними проявлениями. Характерные признаки – сбор фактов и приведение их в систему. В свою очередь, факты разделяют:

  • Научные;
  • Действительные.

События, происходящие в реальной ситуации – результат действительности. Научные – отображение сознанием фактов действительности.

Первая стадия эмпирического этапа – действия по нахождению фактов. Вторая – предполагает проработку выявленных результатов, осмысление и квалификация. Этот этап подразумевает сложную мыслительную работу, автор выясняет, что именно является фактом, а что – домыслом.

Теоретический уровень характеризуется с глубоким анализом доказательств, проникновением в суть исследования – объяснением сути явлений. Именно на этом этапе возможен прогноз действий и выработка рекомендаций по практическому применению.

Как проводить исследование по диссертации

Структура исследования подразумевает несколько этапов:

  • Подготовительный

— определение проблемы

— актуальность темы

— объект и предмет исследования

— разработка гипотезы, цели и задачи

— определение методов

— составление плана

  • Основной

— сбор материала, анализ и обобщение данных

— практическое применение и описание полученных итогов

  • Заключительный

— выводы

— критика итогов

Проблема появляется, когда имеющееся знание показало неактуальность, а предлагаемое новое еще не выявило нужных результатов, то есть возникает противоречие.

Обоснование актуальности показывает квалификацию автора, его способность оценивать выбранную тему с точки зрения современности и значению в жизни общества.

Проведение научного исследования – долгий и кропотливый процесс. Недостаточно раскрыть объект и предмет, глобальному изучению подвергаются все недостатки системы. Проведенный разносторонний анализ с применением доказательной базы – путь к становлению профессионалом в выбранной сфере.

Научные исследования проходят обязательную проверку на соответствие требованиям ГОСТ и ВАК. Общие пункты содержат:

  1. соответствие техническому заданию и соблюдение сроков;
  2. соблюдение стандартов;
  3. полезное исследование;
  4. доступный по структуре текст и четкие графические материалы;
  5. строгая система построения разработок.

Важная роль в структуре исследования отводится заключению. В нем автор подводит своего рода черту проведенной работе, сопоставляет соответствие ожидаемого с полученными итогами. Эта часть дает ответ о достижении основной цели всей квалификационной работы. Эффективность результата, достигнутая практическим путем, подлежит планированию по внедрению в общественную жизнь.

Квалификация кандидата определяется не законченным итогом проведенного исследования, а выявлением новой проблемы и перспектив будущих изысканий.

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заявка на расчет